Военный эксперт Алексей Леонков: “Точку встречи” с российской гиперзвуковой ракетой вычислить нельзя

Спикер Госдумы Вячеслав Володин считает, что программа ПРО США провалилась: “Пентагон сдулся. Новость о том, что Пентагон начнёт использовать воздушные шары против гиперзвуковых ракет России, стоит воспринимать прежде всего как провал программы американской противоракетной обороны”, — написал он в соцсетях.

Военный эксперт Алексей Леонков: “Точку встречи” с российской гиперзвуковой ракетой вычислить нельзя

Фото: Свободная прессаСвободная пресса

Видео дня

И пошутил, что в будущем США могут начать надувать подводные шары для борьбы с российским беспилотным подводным аппаратам “Посейдон”.

О том, что Пентагон предполагает использовать технические новинки конца 18 века для отслеживания российских и китайских гиперзвуковых ракет ранее сообщила американская интернет-газета The Politico.

Разумеется, речь не о компактных летательных аппаратах с корзиной “на двоих”, на которых устраивают романтические свидания, а об аэростатах, способных подняться на высоту от 60 000 до 90 000 футов (это от 18000 до 27000 метров, то есть за пределами атмосферы Земли, в стратосфере).

Для сравнения: пассажирские самолёты летают на высоте 10000-12000 метров, военные, самые современные, — способны преодолеть планку в 30000 метров. Предполагается, что аэростаты будут включены в обширную сеть наблюдения Пентагона и вполне могут быть использованы для отслеживания гиперзвукового оружия. При оснащении соответствующим оборудованием, конечно. А оснастить их можно чем угодно: от узлов связи до систем слежения, в том числе, за гиперзвуковыми ракетами.

“Высокие или очень высотные платформы имеют большое преимущество в отношении их выносливости на станции, маневренности, а также гибкости для нескольких видов полезной нагрузки”, — цитирует Politico Тома Карако, старшего научного сотрудника Программы международной безопасности и директора проекта по противоракетной обороне в Центре стратегических и международных исследований.

В распоряжении издания оказались документы, согласно которым за последние два года Пентагон потратил около 3,8 миллиона долларов на проекты, связанные с применением воздушных шаров. И планирует потратить на них еще 27,1 миллиона долларов в 2023 году.

Как следует из публикации, Пентагон в течение многих лет под шумок испытывал стратосферные аэростаты и БПЛА на солнечных батареях, которые предназначались для сбора данных, обеспечения наземных войск связью и устранения проблем со спутниками.

НАСА, кстати, запускало стратосферные воздушные шары еще в 1950-х годах, а армия в последние годы экспериментировала с этими системами на меньших высотах. Например, в 2019 году была разработана программа COLD STAR, предназначенная для обнаружения наркоторговцев. Для демонстрации возможностей этого проекта было запущено 25 аэростатов наблюдения. А в 2017 году в Пуэрто-Рико аэростаты служили для обеспечения мобильной связи после урагана “Мария”. Правда, в этом случае применили их не военные, а частная компания.

И, конечно, используемые для подобных целей воздухоплавательные аппараты отличаются от привычных наполненных гелием резервуаров с привязанной к ним корзиной для пассажиров и грузов. Они оснащены блоком управления полетом, работающем на солнечных батареях и обладают пакетом электроники, контролирующим безопасность полетов, навигацию и связь.

Военный эксперт Алексей Леонков напомнил, что аэростаты применялись для противовоздушной обороны еще во времена Великой Отечественной войны. Их поднимали в небо над городами, чтобы затруднить бомбардировщикам подлётные маневры на высотах, и вынуждали их наносить бомбовые удары на ранних рубежах.

— Аэростаты тогда выполняли роль пассивного заградительного устройства. Но если мы говорим об использовании в современных реалиях, то они годятся разве что для обнаружения каких-нибудь противовоздушных или воздушных целей. Конечно, если вы подвесите к этому аэростату соответствующие устройства разведки. Либо оптико-электронное, либо радиотехническое. Кстати, такой аэростат у нас висел одно время на базе Хмеймим.

Он выполнял роль разведчика, на дальних рубежах отслеживая многочисленные беспилотные летательные аппараты, которые атаковали нашу базу. Но потом, когда туда завезли более современные комплексы ПВО, надобность в неё отпала.

“СП”: — Зачем же Пентагон решил их использовать?

— Я думаю, что американцы на них поставят некую систему обнаружения, которая бы смогла отслеживать низкий профиль полёта гиперзвуковых устройств. Таковыми устройствами могут выступать три наших изделия: “Циркон”, “Искандер” и “Кинжал”. Видимо, американские военные считают, что если они создадут сеть датчиков: космических, воздушных, то искусственный интеллект, который будет подсоединен к этим датчикам, сможет рассчитать “точку встречи”, в которую попадёт гиперзвуковая ракета, и в эту “точку встречи” можно будет направить противоракету.

Вот такая у них теория. Это у них идея-фикс: чем больше “глаз”, тем выше вероятность, что от них ничего не ускользнёт.

Но для этого надо просчитывать колоссальный объём информации, причём — с огромной скоростью. И даже если американцы найдут суперкомпьютер, способный справиться с такой задачей, нужно еще учитывать, что наши гиперзвуковые ракеты всегда идут по непредсказуемой траектории.

Даже тот, кто является разработчиком данного вида вооружения, вам не сможет предсказать алгоритм его поведения.

Разработчики знают только, что оно точно попадёт в цель, и это было достигнуто благодаря сложному физико-математическому моделированию. При этом, если вам вдруг удастся перехватить ракету и вскрыть ей “мозги”, чтобы понять, каким должен быть её следующий манёвр, даже тогда вы вряд ли получите искомый результат. Могут быть миллиарды комбинаций манёвров. Но все они ведут к одному результату — точному поражению цели, — пояснил Алексей Леонков.

Ну, а раз рассчитать траекторию полёта и предотвратить поражение цели практически невозможно, то, наверное, имеет смысл использовать для наблюдения не дорогущие самолёты и космические спутники, а куда более дешевые аппараты. Стратосферные воздушные шары могут быть построены и запущены с минимальными затратами и времени. При этом стоимость их запуска и эксплуатации ограничится сотнями тысяч долларов. Это ничтожные расходы по сравнению с миллионами, а то и десятками миллиардов, которые тратятся на самолёты и спутники.

Источник: rambler