Фото из открытых источников
Наверное, каждый из нас знает, что самыми дорогими драгоценными камнями является алмазы, поскольку обладают уникальными свойствами: это удивительно прочный материал, в огранке, становясь бриллиантом, изумительно красив, к тому же редкий как ископаемое.
Но тут стоит сделать небольшую поправку: рубин, изумруд, сапфир куда более красивые драгоценные камни, и встречаются они в природе значительно реже, чем алмазы. Почему же они второго сорта? Оказывается, что баснословная цена алмазов-бриллиантов – искусственная, это грандиозная мировая афера, о которой мало кто знает. Но давайте разберемся, как так все вышло.
Почему алмазы стали самыми дорогими?
До второй половины XIX века высокая цена алмазов была вполне оправдана, поскольку эти драгоценные «стекляшки» в самом деле попадались людям сравнительно редко. Но… в 1866 году в Южной Африке открыли практически неисчерпаемые запасы алмазов, отчего в район Кимберли хлынул многотысячный поток старателей. Только за первые полвека здесь было добыто около 3 тысяч тонн этих драгоценных камней.
Фото из открытых источников
По этой причине мировой рынок был буквально наводнен бриллиантами, и цена их резко упала. Думается, стоимость алмазов падала бы и дальше, если б в это дело не вмешался предприимчивый Сесиль Родс, который, в конечном счете, образовал монополию на этом рынке, основав компанию De Beers, и она до сих пор устанавливает искусственно завышенную цену на бриллианты.
Родс приехал в Южную Африку в далеком 1870 году как раз в разгар алмазной лихорадки. Уже вскоре он понял, что на поприще добытчика драгоценных камней здесь многого не добьешься и огромный капитал не сколотишь. А потому организовал компанию по обслуживанию старателей. Это оказалось настолько выгодным делом, что к 1883 году Родс взял в свои руки все месторождения Кимберли, а к началу девяностых годов компания De Beers контролировала уже более 90 процентов всей мировой добычи алмазов. Естественно, монополисты легко установили искусственно завышенную цену на бриллианты.
Фото из открытых источников
Компания процветала и в начале следующего века, но в середине XX столетия у нее начались проблемы: продажи бриллиантов, которые были менее красивыми, чем те же сапфиры, рубины и изумруды, и менее редкими на рынке драгоценных камней, стали стремительно падать. Можно было, конечно, снизить цены на алмазном рынке, но это грозило потерять баснословные доходы. И тогда De Beers придумывает фантастический маневр: компания развернула невидимую по своим масштабам рекламную компанию со слоганом – «Бриллианты навсегда» (с этой целью был даже снят одноименный фильм про знаменитого Джеймса Бонда).
Фото из открытых источников
Реклама сделала алмазы самыми дорогими
De Beers не жалела никаких средств на данную рекламу, придумывая все новые и новые ходы, чтобы промывать мозги покупателям, причем это продолжалось на протяжении нескольких поколений и продолжается до сих пор.
В результате всего этого бриллианты были и остаются самыми дорогими и самыми желанными украшениями, причем как для богатых, так и для средних покупателей. При этом принцип цены на бриллиант сформулирован так, что довольно скромный камушек не должен стоит ниже трех средних зарплат американца, то есть сейчас это где-то 10 тысяч долларов.
Фото из открытых источников
Компания-монополист De Beers добилась в итоге того, что хотела: люди стали платить львиную долю за статусность бриллиантов, а не за его реальную красоту и себестоимость. Можно удивиться этому факту, даже возмутиться, но в этом мире много чего странного и абсурдного. Например, если люди платят сотни миллионов долларов за картины-мазни в виде разноцветных клякс Барнетта Ньюмана или Джексона Поллока, то почему бриллианты не могут продаваться выше, чем они того стоят? Главное убедить покупателя, что приобретая такое украшение, он получает неоспоримо большее, чем те немалые деньги, которые платит за него…
Источник: esoreiter.ru